Музыкальный репортаж

Статья опубликована в разделе "Фотошкола" журнала "Фотодело" (№6, июнь 2007 г)

Концертный репортаж, как и любая событийная съемка, имеет свои характерные только для нее особенности, но общих правил фотодела в целом, и фоторепортажа в частности, эти особенности, естественно, не отменяют.

Оказаться в концертном зале с фотоаппаратом в руках вы можете либо как слушатель, либо как фотограф. Если вы слушатель которому хочется иметь снимки с концерта «на память», от вас не потребуется серьезных предварительных усилий, кроме как оказаться в нужном месте и в нужное время с фотокамерой в руках. Если же Вы хотите сделать по настоящему хорошие фотографии исполнителей, то придется потрудиться еще до концерта. Выступления преимущественно проходят на закрытых площадках и фотосъемка на них запрещена. Пронести фотоаппарат вам попросту не позволит охрана. Часто не пускают даже с «мыльницами», а уж зеркальная камера непременно распознается как атрибут профессиональной съемки. Пройти без разрешения невозможно.

Не пытайтесь «утаить шило в мешке». Даже если вам удастся чудом пронести камеру в зал, сделать хорошие снимки «партизанским» способом вы все равно не сможете. Раз уж задумали снимать, а не слушать концерт – придется получить разрешение на фотосъемку – аккредитацию. Она даст вам официальный статус фотографа на концерте и даст доступ к таким местам, которые недоступны обычному зрителю.

Аккредитация – пусть Вас не пугает этот официоз, ничего сложного здесь нет, и каждый, кто готов приложить некоторые усилия, может её получить. Для этого обратитесь к самим музыкантам и к организаторам концерта. Можно также позвонить в журналы, связаться с информационными проектами в сети Интернет. Покажите уже имеющиеся фотографии, примеры своих работ. Причем вовсе не обязательно это должны быть концертные снимки. Ваша задача – показать, что вы умеете фотографировать, можете качественно и интересно снимать. Предложите себя в роли фотографа.
 

Аккредитация через СМИ повышает ваш «вес» в глазах музыкантов и организаторов,
так как сделанные фотографии будут опубликованы и обеспечат им дополнительную рекламу.

Конкуренция среди фотографов в этой сфере весьма высока. Есть «люди с именем», есть площадки, на которые без удостоверения штатного фотографа не попасть. У большинства групп всегда есть предложения от нескольких фотографов, а у некоторых даже постоянные фотографы. Если на небольших мероприятиях снимает лишь пара человек, то на концертах «звезд» можно встретить до сотни фотографов. Пусть это вас не останавливает!

Не рассчитываете, что вам сразу удастся попасть на концерты известных коллективов, особенно на популярных концертных площадках. Начните с малоизвестных групп – как правило, не составляет труда получить разрешение на фотосъемку, если взамен вы пообещаете отснятый материал (или некоторую часть) отдать бесплатно. Если артисты вами заинтересуются, то они сами уладят с организаторами вопрос вашего присутствия на концерте. Поверьте, если команда не красуется на первых полосах журналов, вовсе не означает, что снимать её концерт будет не интересно. Сделайте выразительные снимки на простеньком концерте и люди, просматривающие ваше портфолио в дальнейшем, непременно это оценят. Считайте работу над портфолио и получение концертного опыта необходимыми творческими «инвестициями». Заодно разберетесь, интересно ли вам работать в этом жанре.

Хотя авторские права на сделанные снимки принадлежат исключительно фотографу, существует правило, скорее этического, нежели юридического свойства. Если вам разрешили фотографировать при условии предварительного согласования использования сделанных снимков, то настоятельно не рекомендую вам нарушать взятое обязательство. Привлечь вас к ответственности за это никто не сможет, так как вы, как автор, имеете право распоряжаться плодами своего творчества по своему усмотрению. Но вы рискуете не получить разрешения на съемку в следующий раз. Не создавайте себе дурную репутацию.ЗАГС

Ваши работы должны нравиться, должны привлекать внимание – и тогда они обязательно будут востребованы. Зарекомендовав себя как крепкий профессионал и талантливый фотограф, уже не вы будете просить о разрешении на фотосъемку, а наоборот – вас будут приглашать и просить сделать фотографии. Здесь появляется твердая почва для сотрудничество на коммерческой основе.

Хорошие, качественные фотографии востребованы всегда. Они нужны самим артистам, организаторам концерта, прессе, и, конечно, фанатам группы. Несмотря на существующую конкуренцию, хороших и действительно творческих концертных фотографий, как это ни странно, весьма немного.

Так какими же должны быть фотографии, чтобы достойно выглядеть в общей массе и быть конкурентоспособными? Давайте разберемся.
Репортажная съемка должна достоверно отражать всю полноту события. У концертной съемки есть свои особенности. Снимая того или иного артиста, ваша задача заключается в том, чтобы передать в кадре особенности, характеризующие именно этого персонажа, именно этот музыкальный коллектив. Позволю себе выделить ключевые моменты, и съемочные планы, которые вам непременно стоит запечатлеть.

Наиболее используемые фокусные расстояния находятся в диапазоне 100-200 мм для съемки происходящего на сцене, и широкие углы для общих планов зала – 28-35мм. Бывают случаи, когда находит свое применение и специфическая оптика, например, рыбий глаз. На открытом воздухе вполне применимы телевики 300мм и более.

Эмоции

Пожалуй, не сильно ошибусь, если скажу, что умение ловить эмоции артистов и реакцию зрителей это основное качество, которым нужно обладать, чтобы хорошо снимать концерты. Происходящее пред вами сценическое призвано творческими приемами донести до зрителя мысль, вызвать чувства, пробудить эмоции. Например, рок - это музыка протеста, выражение взгляда музыкантов на то или иное событие, происходящее вокруг них, либо просто демонстрация своего взгляда на мир. Вы можете как угодно относиться к самим музыкальным композициям, разделять или оспаривать позицию авторов – для того чтобы сделать хорошие фотографии вовсе не обязательно быть фанатом, но понимать происходящее и чувствовать эмоциональный настрой совершенно необходимо. Видя суть происходящего, вы сможете выделить среди прочего то, что наполнит снимок именно тем содержанием, которое вложил в своё выступление музыкант. Проще всего получить яркие эмоциональные снимками, конечно же, в крупных планах. Здесь не нужно выстраивать композицию, точно кадрировать, нужно только «ловить момент». Крупноплановый портрет позволяет «заморозить» эмоции, передать переживания артиста, который делиться со зрителями своими чувствами.

В съемке портрета солиста таиться определенная сложность, связанная с непременным его атрибутом – микрофоном. Часто встречаются кадры, на которых микрофон закрывает значительную часть лица. Микрофон в кадре должен быть, но нужно стараться ловить эстетичные моменты и ракурсы.

Не старайтесь занимать положение ровно по центру сцены. Как правило, по центру стоит солист, и микрофон на стойке будет вам мешать снимать. Становитесь под небольшим углом к сцене.

Некоторые артисты, кажется, вовсе не отрывают от микрофона губ, «поедание» микрофона превращается в сценическую манеру. Не страшно, если вы так и запечатлите артиста в кадре, ведь именно так его привык видеть зритель. Как вариант - микрофона может не быть, но в кадре должно быть явно видно, что человек поет. Певец с закрытым ртом смотрится в концертном репортаже несколько странно. Раз певец - значит должен петь и в кадре. Чем более эмоциональные кадры у вас получатся, тем эффектнее будет выглядеть съемка в целом.

Зрители


Действо, организуемое на сцене, направлено на получение реакции зала. Значит и репортаж без публики будет неполным, не будет давать общей картины происходящего. Ключевые съемочные приемы - съемка наиболее типичных представителей и съемка зала общим планом. Чтобы запечатлеть единичных слушателей используйте длиннофокусную оптику на максимально доступной диафрагме. Так вы отделитеих от общей массы, сделаете на них акцент. Самые выразительные снимки получаются, когда удается поймать луч прожектора в зале.
Общие планы зрительного зала также важны. Снимая массовое мероприятие, обязательно покажите масштаб события. Например, в рок-музыке поведение фанатов группы, зачастую, не уступает по насыщенности и эмоциональности тому, что делают музыканты на сцене. Обязательно снимите, как ведет себя публика, как на нее «работают» со сцены музыканты. Это ключевые моменты их контакта.
Сфотографировать саму музыку нельзя. Но фотограф может запечатлеть переживания исполнителя и то, какие эмоции эта музыка вызывает у зрителя. Именно об этом должны «говорить» ваши фотографии, передавать эмоции через мимику, характерные позы, жесты, блеск в глазах. Фиксируйте и заставляйте «работать в кадре» любые детали, которые помогают понять происходящее у людей в душе. Глядя на работы фотографа, понимающего что он снимает, даже сторонний человек может узнать о творчестве музыкантов очень многое.

Полученные кадры, прежде чем кому-то показывать, тщательно проанализируйте и отобрав лучшие, придайте им завершенный вид. Отпечатайте их и отдайте музыкантам, если вы обещали это сделать. Никогда не отдавайте кадры в которых сомневаетесь, показывайте только лучшие свои работы! Посоветуйтесь со старшими коллегами, если есть такая возможность.

В этом, пожалуй, и заключается основная особенность концертной съемки - показать на фотобумаге не просто людей, предметы и где они были в какой-то день и час, а передать их переживания, их моральное состояние, эмоции, вызванные исполняемыми на сцене произведениями. Передать волшебство творчества. Показать как несколько людей своими стихами и музыкой будоражат души тысяч зрителей. Смотрите и учитесь видеть. Делайте правильные, содержательные, наполненные чувствами фотографии. Хороших вам снимков!

Голубев Михаил

июнь, 2007 год

© 1999-2016 «Фотограф Михаил Голубев» Rambler's Top100 Свадьба.Net.Ru Карта сайта
Для закрытия окна — нажмите на изображение
Логин
Пароль